Цель, задачи и направления воспитательной работы
Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, учащимися.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна:
- это воспитание в процессе обучения,
- это воспитания в обществе и коллективе, семье и школе,
- это самовоспитание и перевоспитание,
- это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества, общественной деятельности и самоуправления.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Основные направлениям воспитания:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Проекты Российского образования
Разговоры о важном
Киноуроки в школах России
Пушкинская карта
Билет в будущее
«Разговоры о важном»
— это тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах в начале каждой учебной недели 1 час в неделю (по понедельникам) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность. Цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
«Разговоры о важном» в 2024-2025 учебном году
2024 год назван Годом семьи, поэтому основная часть цикла классных часов будет посвящена вопросам семейных ценностей, личной истории семьи.
Всероссийский проект «Киноуроки в школах России»
- заключается в создании детских игровых короткометражных фильмов и методических работ к фильмам для проведения внеклассных уроков по воспитательной работе в школьных образовательных учреждениях России. Проект направлен на развитие системы воспитания в школьных образовательных учреждениях посредством создания детского игрового воспитательного кино. Уникальность проекта состоит в том, что каждый киноурок, созданный в рамках проекта, создается исключительно как эффективный инструмент для воспитательных целей педагога. Каждый киноурок посвящен одному человеческому качеству или понятию. Игровые фильмы, сопровождаемые методическими разработками, помогают учителю в течение урока раскрыть ценностные ориентиры, рассмотреть глазами детей и подростков вопросы вечных духовных человеческих ценностей (чувство собственного достоинства, дружба, эмпатия и сопричастность, бескорыстие и др.) и пропагандируют созидательные принципы нравственности и культуры.
"Пушкинская карта"
— всероссийская программа, которая охватывает культурную сферу жизни людей в возрасте от 14 до 22 лет. Пушкинская карта — это бесплатный доступ в мир искусства! В 2022 году на счету Пушкинской карты на каждую карту зачислено 5 000₽, из которых 2 000₽ можно потратить на приобретение билетов в кино на фильмы российского производства, либо всю сумму на музеи, театры и концертные залы.
Подать заявку на оформление карты можно будет через личный кабинет на портале Госуслуг.
Телефон горячей линии: 8-800-100-06-45
"Билет в будущее"
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Методические разработки в помощь классным руководителям
Правила здорового и безопасного образа жизни
Сценарий урока для учащихся 1-4 классов "Безопасный газ - детям"(карточки с загадками + кроссворд)
Конспект лекции «Меры предосторожности и правила поведения на льду»
Школа без насилия
Методическое пособие для учителей "Школа без насилия"
Методическое пособие для учителей "Предотвращение насилия в образовательных учреждениях"
Пособие для учащихся 10-11 классов "Экстремизм - идеология и основа терроризма"
Брошюра "Что такое терроризм" для учащихся 5-11 классов, родителей и учителей
Мобильная связь в школе
Правила поведения на дороге
Профессиональные компетенции классного руководителя
Памятка для учителя "Синдром эмоционального выгорания"
Памятка-тренинг "Как справится с эмоциональным выгоранием"
Эмпатийность и социорефлексия как базовая компетентность педагога